Breadcrumbs
Поиск
Основное меню
Безопасность
Календарь событий

Новости
Консультация для родителей "Агрессивность дошкольника"
- Подробности
- Опубликовано 24.02.2015 21:27
- Просмотров: 15400
"Ребёнка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает её.
Если ничего не дать, ничего в ответ
и не получишь"
Р.Кэмпбелл
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ
Ласковый и улыбчивый Миша, едва научившись ходить, начал толкать сверстников, отнимать у них игрушки. Дома и на улице мальчик кричит и топает ногами, когда ему что-то запрещают или не дают.
Трёхлетняя Таня ужасно злится, если у нее что-то не получается, в сердцах бросает вещи, но от помощи отказывается, упорно пытается сделать все самостоятельно.
Десятилетний Никита с первого класса имеет репутацию драчуна и забияки. Он очень любит командовать, не выносит критики и все споры решает с помощью кулаков.
Елена очень хочет поступить в престижный вуз, она отличница в школе, много занимается дополнительно. Она никогда не подсказывает своим одноклассникам на уроках, не дает им списать, ни с кем не поддерживает близких отношений. Одноклассники считают Елену очень жестоким человеком.Всех этих ребят объединяет одно похожее качество - они стремятся настоять на своем, правда, разными способами. В поведении каждого из них присутствует определенная доля агрессии.
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательное переживание, состояние напряженности, страха, подавленности).Существует несколько видов детской агрессии.
Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица или объекта;
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань);
Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений.Ребёнок бьёт окружающих.
Каждый ребёнок в своей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Следует иметь в виду, что желание драться - это далеко не всегда признак плохого воспитания. Источники такого поведения могут быть разными.
Рукоприкладство на детской площадке надо пресекать сразу, терпеливо объясняя ребёнку, почему не следует толкаться или вырывать из рук игрушки. Следует с самых первых "выходов в свет" учить ребёнка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций.
Драки между старшим и младшим ребёнком в семье - это привычное и почти неизбежное явление. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут пораниться. Часто в отсутствие взрослых дети забывают про ссоры и дружно играют. Но в результате вмешательства родителей любая ссора приобретает значение важного события.Если ребенок считает, что агрессия является единственным способом добиться своего, или бьёт слабых и беззащитных, чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Ребёнок портит вещи
Самый "разрушительный" период у малышей начинается после года и продолжается примерно до двух лет. В этом возрасте ребенок обычно действует незлонамеренно - он творит, конструируя новую реальность, меняя своими действиями привычное положение вещей. Но уже годовалый ребенок стремится что-то сломать, когда сердится на родителей или обижен. Или устав от бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпочную зверушку, срывая на ней свою злость на родителей.
Еще одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться.
Родителям не следует сразу же заменять сломанные ребенком вещи новыми, лучше оставить повсюду обломки, чтобы малыш видел последствия своего поведения. В доме всегда должны быть игрушки, которые можно разобрать и собрать, чтобы удовлетворит свое любопытство.
Если ребёнок, например, что-то сломал в чужом доме, нужно извиниться перед хозяевами при малыше и объясните, почему все не одобряют его поступок.Если никак не реагировать на такие поступки, то ребенок может принять попустительство за молчаливое ободрение. Но и силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление еще больше ломать.
Важно помочь ребенку адаптироваться к окружающей обстановке, почувствовать себя любимым, и тогда его желание ломать и разрушать пройдет само собой.
Ребёнок ругается
Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?
- Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно "излучает" безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение.
- Во-вторых, узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнет употреблять запрещенные выражения в своей речи.
- В-третьих, видя, что такие слова шокируют взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить родных. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.
Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательство еще более привлекательным в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы это не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей или учителей.
Следует объяснять ребёнку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично. Во избежание раннего проявления ругательства в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью. В противном случае, если ребёнок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, что вы искренне раскаиваетесь, и впредь постараетесь держать себя в руках. Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо.
Ребёнок причиняет себе боль
Подобное явление вызвано неуверенностью в себе, порождаются недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало ценю себя. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру.
Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности:
- Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.
- Адекватно оценивайте возможности ребенка.
- Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказать малышу необходимую помощь.
- Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
- Умейте идти на компромисс.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе - быть родителем - не бывает выходных.
- Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны папа и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
Желаем счастья вам и вашим детям!
Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей
- Подробности
- Опубликовано 24.02.2015 21:23
- Просмотров: 15638
1. Оценивайте не личность ребёнка, а его конкретные действия, начиная с того положительного , что вы заметили.
2. Ребёнку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.
3. Ребёнок - самое деятельное существо в мире. Задача воспитателя - включить его в развивающую и воспитательную деятельность.
4. Нет ребёнка, у которого не было бы любимого занятия. Найдите его.
5. Ребёнку важно, чтобы его успех был замечен.
6. Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребёнка.
7. Когда это необходимо, не отказывайте ребёнку в ласке. Помните: Ваши руки обладают магической силой!
8. Не бойтесь конфликтовать с ребёнком, но конфликтуйте конструктивно.
9. Привлекайте детей в принятию решений, учитывайте их мнения.
10. Поощряйте самостоятельность суждений, активность , учитывайте личностные качества детей.
11. Старайтесь воздействовать на ребёнка советом, просьбой, побуждением к действию.
12. Рассматривайте ребёнка как равноправного партнёра в общении, т.к. вы от него можете узнать много интересного.
13. Не сравнивайте ребёнка с другими , а только с сами собой.
14. Умейте занять позицию ребёнка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.
15. Умейте слушать и слышать ребёнка.
16. Уважайте ребёнка, проявляйте готовность поблагодарить его за что-то хорошее, а при необходимости не забудьте извиниться перед ним.
17. Подходите к ребёнку с положительным прогнозом.
18. Не забывайте своих обещаний, как в наказании, так и в поощрении.
Дети учатся тому, что видят в своей жизни
- Подробности
- Опубликовано 24.02.2015 21:21
- Просмотров: 15817
1. Не говорите ребёнку: "Школа - это серьезно", "Игры закончились, теперь ты будешь учиться" или "С двоечниками никто не дружит". Он взволнован и напуган больше вас. И вы внушите ему не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.
2. Напомните ребёнку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Ребёнок должен поверить, что учиться - это безумно интересно и он обязательно со всем справится.
3. Хорошо, если ребёнок окажется в одном классе со своими приятелями по детскому саду или двору. Если нет - помогите ему познакомиться с новыми ребятами.
4. Первоклашки часто болеют - стресс, перегрузки, ослабление организма, поэтому особенно важно организовать для ребенка правильный режим дня, в котором будут не только завтраки, обеды и выполнения домашних заданий, но и его прежняя жизнь: игры, прогулки, мультфильмы.
5. Встречая ребенка из школы, обязательно спрашивайте у него, как он провел этот день, что узнал нового, с кем подружился… Если вам неинтересна школа ребенка, то почему она должна быть интересна ему?
Удачи Вам!
АДАПТАЦИЯ ребенка в детском саду
- Подробности
- Опубликовано 24.02.2015 21:11
- Просмотров: 15888
Детский сад - одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.
В срок так в срок... И вы, как все, отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша. С ним все время что-то происходит. Только не понятно, что же, что...
Почти разучился говорить. По любому поводу истерики. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. И... не хочет ходить в детский сад. Он до сих пор ни с кем не дружит, да и не желает подружиться. Да, с ребенком что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад".
Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.
Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет.
Что должны знать и уметь родители:
1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
3. Т.к. каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
" в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни;
" приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.;
" создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
" не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
И тогда он будет говорить хорошо
- Подробности
- Опубликовано 24.02.2015 21:09
- Просмотров: 16082
1. НАЧНЕМ С ВАС.
Даже если вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объяснит то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
2. ВСТЕЧА ВЗГЛЯДОВ.
Озвучивайте любую ситуацию, но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустую, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.3. ГОВОРИТЕ ЧЕТКО.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу: но в этом случае, меняя порядок слов ("Папа пришел, пришел наш папа". "Мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова.
Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.5. НО: НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ.
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6. ОЧЕНЬ ВАЖНО: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
7. ВСЕ ЧУВСТВА-В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогал, нюхал, щупал его, то есть- изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз-коротко, четко, выразительно.
8. В ОСНОВЕ РЕЧИ-СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт, даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, "приветствуя, одобряя" любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализация). Поддерживайте его стремление общаться!
9. СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗНООБРАЗИЮ.
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мА-мА-мА, ба-ба-ба, бя-бя-бя, с другими гласными: ба-бо-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
10. УВАЖАЙТЕ ЕГО ПОПЫТКИ ГОВОРИТЬ.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания-поэтому ему необходимо слышать себя.
11.УЧИТЕ В ИГРЕ.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички "ау-ау". Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
12. НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЕГО ЖЕЛАНИИ.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо-достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест-это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
13.РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ МАЛЫША.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его-это пассивный словарь, говорит-это активный словарь. Активный может быть еще совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Научите ребенка показывать "где ручки, где ножки" (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: "Где стол?", "Где киса?" и т.д.
14. ВЕДИТЕ ДНЕВНИК.
Фиксируйте его речевые движения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях вы сможете день за днем судить об его успехах.
15. РАЗВИВАЙТЕ ФАНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающие одним звуком (крыса-крыша, нос-нож, уточка-удочка и т.д.)
16.НЕ ПРЕНЕБРЕГАЯ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ.
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ням-ням", "дай", "ав-ав" и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легкие для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения и речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
17. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ…
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение-покажите его в лицах и с предметами: а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это сделать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизвести его.
18.ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ РЕЧИ.
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики-точных движений пальцев руки. Она, это моторика, тесно связана с развитие речи. Лепка, рисование, "пальчиковый театр", игры с мелкими предметами (все это поможет речи, а в будущем и письму.
19. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И …ОСТОРОЖНЫ.
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово-правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении-это может вызвать обратную реакцию.
20. ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиться гармонично.
Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Развивайте память ребёнка
- Подробности
- Опубликовано 24.02.2015 21:06
- Просмотров: 16152
Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, может ли ребенок быстро и качественно запомнить материал урока.
Память человека - это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. По времени удержания образа память разделяют на долговременную и кратковременную. Память дифференцируется в зависимости от органа чувств, который участвует в восприятии, на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную. И вкусовую. В зависимости от вида информации память делится на словесную, образную, двигательную, а также эмоциональную.
В младшем дошкольном возрасте развитие всех видов памяти идет очень быстрыми темпами. Обычно ребенок легче запоминает все новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память.
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется произвольность всех психических процессов, в том числе и память. Ребенок уже может ставить перед собой задачу запомнить определенный материал.
Если с ребенком проводить специальные занятия, то формирование происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания - картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, - можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объем запоминания.Выделяйте каждый день по 20-25 мин. для занятий с ребенком.
Для занятий вам подойдут детские книжки, игрушки, предметы, настольный игровой материал.Примерные упражнения:
- Рассмотреть и запомнить предметные картинки, игрушки (начинайте от 3-4 объектов и доведите до 8-10).
- Рассмотреть или назвать профессии и их действия: маляр красит стены, повар варит суп и т.д., через некоторое время спросите, что запомнил ребенок.
- Рассмотреть предметы, запомнить, закрыть их, назвать в той же последовательности.
- Запомнить расположение предметов, ребенок отворачивается, предметы поменять местами. Рассказать ребенку, какие предметы поменялись местами.
- Выглянуть в окно, запомнить, что за окном. Отвернуться, рассказать, что видели.
- Написать цифры в любом порядке (1,4,6,2,7), запомнить, закрыть, назвать цифры.
- Нарисуйте простым карандашом предметы, наложенные друг на друга. Сначала найти и назвать их, затем закрыть и назвать снова.
- Назвать ряд слов (1-2 раза), запомнить их и повторить.
- Назвать снова этот ряд, включив одно новое; спросить, какое новое слово появилось.
- Назвать снова слова, исключить одно; спросить, какого слова не стало.
- Рассказать короткий рассказ или прочитать, пересказать его.
- Заучивание стихов, загадок, пословиц.
Занимаясь с ребенком, вы не только разовьете память ребенка, но и получите удовольствие от интересного и полезного общения со своим детьми.
Затруднения в общении
- Подробности
- Опубликовано 24.02.2015 21:04
- Просмотров: 16388
Как больно родителям, наблюдающими за играми детей, видеть, что их ребёнок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Другим родителям ничуть не легче выслушивать жалобы, что их ребенок все время дерется, обижает других детей, спорит, мешает им играть.
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность - признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, серьезные эмоционально-личностные проблемы в будущем.Дети с нарушениями подобного типа характеризуются тем, что:
1) не умеют обращаться с просьбами;
2) не задают уточняющих вопросов;
3) лучше ориентируются в инструкциях, направленных на их предметную деятельность, чем на познавательную;
4) активную речь на занятии обращают, как правило, к педагогу;
5) переключение деятельности у них сопровождается "взрывом" вербальной активности.Предлагаемые коррекционные упражнения:
1. Игра "Найди друга" (для детей с 5 лет).
В этой игре наравне с детьми могут участвовать и родители. Половине игроков- детей завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают на ощупь найти и узнать друга (или своего родителя).
Затем игроки меняются ролями.2. Игра "Оригинальное знакомство".
Ее цель - продиагностировать внутреннее состояние.
Участники садятся в круг и представляются - любым именем, персонажем фильма, сказки, либо предметом. Необходимо также продумать какой-либо жест, характеризующий состояние игрока на данный момент. Если предыдущий участник говорит, что ему один или грустно, то следующий должен его как-то подбодрить.3. Игра "Сочини историю" (для детей с 5 лет).
Ведущий начинает историю: "Жили-были…", следующий участник продолжает и так далее, по кругу. Когда очередь вновь доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, делает его более осмысленным, и упражнение продолжается.
4. Игра "Скажи, что ты слышишь".
Ее цель-накопление словаря, развитие фразовой речи и слухового внимания.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, внимательно прислушаться и определить, какие звуки они слышат (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать целыми предложениями. Игру лучше проводить во время прогулки.