Breadcrumbs
Поиск
Основное меню
Безопасность
Календарь событий

Предметно-развивающая среда
- Подробности
- Опубликовано 08.12.2014 23:25
- Просмотров: 4046
Предметно-развивающая среда
Краткая характеристика предметно-развивающей среды в ДОУ
«Нет такой стороны воспитания, на которуюобстановка не оказывала бы влияния,нет способности, которая
не находилась быв прямой зависимости от непосредственноокружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиватьсясобственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоватьсяиз самого себя, от природы…»
Е.И.Тихеева
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущимвидом деятельности для них является игра. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. ЦЕЛЬ создания предметно-развивающей среды в ДОУ: создание необходимых условий для всестороннего развития и саморазвития детей.
Задачи:
- организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников ;
- комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной ППРС;
- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Все центры развивающей среды в группах взаимосвязаны и объединенызадачами, реализуемыми основной общеобразовательной программой в соответствии с ФГОС. Создавая предметно-развивающую среду для детей, мы уделяем внимание ее развивающему характеру. Предметный мир обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Создавая развивающую среду в группах, в помещениях ,очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Привлекательное оформление уголков для детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время научит детей поддерживать порядок в уголке и воспитает бережное отношение к игрушкам.
Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности сделано руками воспитателей. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
В связи с введением в ФГОС предметно-пространственная развивающая среда должна быть:
- содержательно- насыщенной
- полифункциональной
- трансформируемой
- доступной
- безопасной
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. При организации предметно-развивающей пространства в группах учитывались принципы построения развивающей среды:
Содержательность и насыщенность – в группах присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Содержательность и насыщенность пространства соответствует и меняется в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей, а так же периода обучения, образовательной программы и лексической темы.
Функции предметно-развивающей среды в ДОУ:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность. Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
Создавая предметно-развивающую среду в ДОУ педагоги постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
- I младшая группа
- II младшая группа №1
- II младшая группа №2
- средняя группа
- старшая группа
- подготовительная группа №1
- подготовительная группа №2
- изостудия
- логопункт
- музыкальный зал
- спортивный зал